image_160Источник: Вечерний Бишкек. Бермет Маликова / 01.09.14

Система школьного образования в Кыргызстане находится в состоянии разочарования. Ею недовольны все — родители, ученики, учителя.

Предпринятые правительством реформы и попытки повысить зарплату учителям только поверхностно решили проблему. Отток кадров из школ продолжается. Старые преподаватели уходят, новые не приходят. В перспективе может случиться так, что некому будет учить наших детей.

На днях ассоциация “Союз образовательных учреждений” и ОО “Самург” провели круглый стол по проблемам школьного образования с участием директоров школ, представителей Минобразования, мэрии Бишкека. Был дан анализ нынешней ситуации с учительством и показаны лучшие модели школьного образования за рубежом, доказавшие свою успешность.

Президент ассоциации Гайша Ибрагимова отметила: учительство — особая категория, и от его качества напрямую зависит развитие страны.

— Учитель имеет жесткую профессиональную этику. Он не может выйти на забастовку, не может перелазить через забор “Белого дома”, не может унижать и оскорблять чиновников. Он каждый день смотрит в глаза детям. Если общество в целом не понимает значения учителя, то сам он осознает свою ответственность и не может использовать те инструменты воздействия, которые в нашем обществе оказались наиболее эффективными. Поэтому у нас один путь — правовое поле, гласность и осознание обществом и правительством необходимости менять ситуацию в системе образования, и в школьном образовании в частности. Только достойный учитель может подготовить достойного гражданина, — заявила Ибрагимова.

Как отметила Гайша Ибрагимова, в 2011 году педагоги вынуждены были митинговать и требовать поддержки. Тогда президент обещал повысить зарплату в два раза за счет сокращения учебного плана. Было принято постановление правительства по этому поводу, учительство вдохновилось, появилась надежда на улучшение положения.

Дефицит педагогов — катастрофа для страны

К 2014 году вновь наметилась тенденция оттока учительских кадров из школ. Данные Нацстаткома и их анализ показывают, что с 2005–го до 2010 года наблюдался спад количества учителей до 67 тысяч человек. После увеличения зарплаты в 2011 году учителя вернулись в школу, их число в 2012 году достигло более 75 тысяч. Однако в 2013–м почти тысяча учителей вернулась в торговлю.

Эксперты подсчитали, что в 2140 школах по стране дефицит кадров составляет 60 процентов. Тяжелое положение в начальной школе. К примеру, нехватка учителей начальной школы в Джалал–Абадской области составляет 24 процента, а в Таласской — 50. Каждый третий педагог в республике пенсионного возраста.

Хотя имеются профильные педагогические университеты, но те, кто их оканчивает, не идут работать в школу. Если через несколько лет поколение учителей, подготовленных в советское время, которым сейчас 50–60 лет, покинут школу, фактически учить школьников будет некому.

При этом, по статистике, в стране имеется 36200 бывших учителей с опытом и образованием, но они не хотят работать в школе, считая этот труд унизительным и малооплачиваемым.

— Мы должны осознать, что учитель — источник экономического роста, благополучия и качества жизни. У нас нет будущего, если мы сегодня не изменим ситуацию со школьным образованием. Преимущество, которое мы имели после развала Союза с кадрами советской закалки, уже изжито. Вместо них никто не приходит, — заявила Гайша Ибрагимова.

Им в школах недоплачивают

Особенно пострадали учителя начальной школы — им сократили наибольшее количество часов.

Еще хуже положение в Бишкеке. — Горкенеш решил, что незачем баловать учителей высокими заработками. Решая проблемы бюджетного дефицита в условиях повышения заработной платы, мэрия сняла доплаты и надбавки горкенеша на 120 миллионов, особенно пострадали лучшие статусные школы города, которые давали качество, — здесь были сняты 50–процентные доплаты учителям за статус.

Если в целом по республике средняя заработная плата учителей в 2012 году после повышения увеличилась в 2,2 раза, то в Бишкеке — только в 1,6 раза.

Для сравнения: у административно–технических работников школ она повысилась в 3,4 раза, у работников здравоохранения — в 2,7.

В 2014–м положение с оплатой труда учителей еще более усугубилось, так как в этот год расходы на заработную плату работников школ утверждены еще на 170 миллионов меньше, чем в 2013–м. Дополнительно недофинансирование по бюджету 2014 года составляет еще 85 миллионов сомов.

Рост финансирования сферы образования происходит ежегодно. В 2006 году расходы составляли 5,9 миллиарда сомов, а в 2013–м — 24 миллиарда. Но перераспределение идет в другие сферы. Доля бюджета школ за 8 лет сократилась с 64 процентов до 51.

В 2012 году бюджетное финансирование обучения одного школьника в среднем было в 1,5 раза меньше, чем в детском саду, почти в 4 раза меньше, чем в профтехучилищах, и в 6 раз меньше, чем в вузах.

За 2011–2012 годы за счет сокращения учебного плана было сэкономлено 453 миллиона сомов, которые должны были быть, согласно постановлениям правительства № 563 и № 18, направлены на стимулирование учителей, но вполне предсказуемо были изъяты финансовыми органами. Хотя учителям обещали, что эти средства останутся в бюджете школ.

Социсследование “Молодежного парламента” показало, что все учителя просят вернуть категории, доплаты и надбавки за стаж. Учителя в сельской местности надеются на льготы за коммунальные услуги.

• голос директора

Ирина БОРИСОВА, директор школы № 54 в Бишкеке:

— Разговор на круглом столе порадовал. Наконец–то кто–то начал думать о перспективе учительства, о том, как завлечь молодежь в школу. Мы, старшее поколение, уходим с позорной пенсией в 2900 сомов. Но надо думать и о том, что из–под палки учителя не подготовишь, педагогом можно стать только по призванию.

Анаркуль КОНУШБАЕВА, директор школы № 82 в жилмассиве “Ала–Тоо”:

— Данные, озвученные на круглом столе, крик души учителей. Родители требуют качества образования, но как его дать, если зарплата у учителей мизерная? В 2010 году были учителя, получавшие 1,5 тысячи сомов. В этом году их заработок достиг 7,5 тысячи. Надо увеличивать зарплату и морально поддержать учителей. К сожалению, у учителей нет ни престижа, ни уважения, их авторитет упал ниже плинтуса.

По результатам обсуждения проблем школьного образования участники круглого стола выступили с обращением к органам государственной власти и мэрии Бишкека. В письме учителя требуют прекратить дискредитацию и преследование работников образования, остановить бесчисленные и немотивированные проверки школ со стороны правоохранительных и фискальных органов.

Учителя просят прекратить привлекать школы и учителей к избирательным кампаниям и другим политическим акциям и хотят, чтобы учреждения образования были подчинены только органам управления образования и никаким иным.

В обращении просят предоставить школам право финансовой автономии и завершить перевод школ на нормативный принцип финансирования в соответствии с постановлением правительства № 315 от 05.06.2014 года.

Учителя просят восстановить школам всю экономию фонда заработной платы от сокращения учебных планов и программ за 2012–2013 годы и пересмотреть систему оплаты труда учителей.

Предлагается прекратить набор на педагогические специальности выпускников школ с наименьшими баллами тестирования и разработать новую, более эффективную систему подготовки педагогических кадров и создания мотивации их дальнейшей работы в школе. Также рассмотреть возможность подготовки педагогических кадров для дошкольного и начального школьного образования как базовых для всей системы дальнейшего образования детей на принципах частно–государственного партнерства.

Увеличить количество педагогических кадров с русским языком обучения.

Ссылка на источник: VB.KG